Люблю «ВЕЛИКИЙ GOOGLE»! За объем знаний, всегдашнюю готовность делиться этими знаниями, а еще за чудные информации (Doodle) о важных событиях дня, которые регулярно появляются над строкой поискового запроса.
Сегодня, например, это – 366 лет со дня рождения Марии Сибиллы Мериан.
Мария Сибилла Мериан, одна из самых знаменитых женщин эпохи Реформации,
настоящее откровение рубежа 17-18 веков, подарившая человечеству удивительный
мир.
Ее отец был знаменитым на всю Европу гравером, державшим великолепную
мастерскую и типографию (позже Марию Сибиллу воспитывал и учил рисовать девочку
отчим, голландский художник Я. Марель), а мать — крепкой предпринимательницей,
открывшей при доме небольшую шелковую фабрику.
Особенная чуткость к красоте и незаурядная коммерческая жилка — этих
двух слагаемых было достаточно для того, чтобы первое же взрослое дело Марии
Сибиллы сделало ее известной на всю округу.
Она изобрела особенную несмываемую краску для тканей и ткала на
маленькой фабричке удивительные столовые наборы скатертей и салфеток: цветы,
листья, бабочки, дрожащие на тонком полотне.
Чтобы их мог воспроизвести любой желающий, Мария издала в
отцовской типографии целый альбом с собственными иллюстрациями — флориегиум под
названием «Книга цветов»
(поистине, настоящий талант безгранично
щедр! Вспомните пресловутое «авторское право» нынешних дней!!).
Титульный лист третьей части "Новой книги Цветов" издание 1683 г.---->
Титульный лист третьей части "Новой книги Цветов" издание 1683 г.---->
Ее очень интересовала живая природа — причем не только как предмет эстетического поклонения, но и как объект самого пристального изучения.
Поэтому она изучала и тщательно фиксировала в дневниках развитие
личинок мух, пауков и стрекоз, препарировала мертвых птиц, зарисовывала
насекомых и, в конце концов, совершила исследовательское путешествие в Суринам
— ее бережно собранная коллекция суринамских насекомых
вплоть до 20 века
оставалась самой подробной и научно систематизированной!
Акварельный рисунок дровосека-титана (Titanus giganteus), жука-геркулеса (Dynastes hercules). На пергамене. Акварель, кроющие краски. 38 х 30,5 см. |
Ее не заботили условности ее времени — поэтому, когда собственный муж
перестал ее устраивать, она просто разорвала с ним отношения, сменила
супружескую фамилию на девичью и преспокойно забыла о существовании
мужчины-неудачника в своей жизни.
Даже сегодня не все женщины решаются на такой поступок, боясь людской
молвы.
Она обожала своих дочерей — и поэтому вырастила их удивительно
красивыми и такими же талантливыми: обе дочки продолжили дело своей матери, а
старшая и вовсе отправилась в путешествие в холодную и страшную Россию (по тем
временам это было место позагадочнее Суринама!) и там с удовольствием
просвещала россиян под пристальным вниманием и патронажем самого государя
императора Петра Алексеевича.
Для своих произведений художница чаще всего использовала тонкий
пергамент «charta non nata» («неродившаяся кожа»). Она грунтовала его белым
цветом, чтобы поверхность получилась нежной и гладкой. Чаще всего Мериан
использовала акварель и гуашь. Поражает то, что спустя триста лет краски
выглядят так свежо, как будто художница только что отложила в сторону кисть…
Акварельный рисунок крапивы жгучей, малой крапивницы, тахины, хальциды. Не позднее 1679 г. СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.167. Л.1. |
В Архиве РАН в Санкт-Петербурге хранятся удивительные акварели, до сих
пор привлекающие внимание не только историков искусства, но и ботаников и
энтомологов. Петербургская коллекция сохранившихся акварелей Марии Сибиллы —
одна из самых больших в мире. К тому же с Санкт-Петербургом связана и
значительная часть жизни ее дочери Доротеи Марии Гзель: она и ее муж Георг
Гзель в 1717 г. были приняты на русскую службу. Помимо занятий живописью, они
занимались оформлением экспозиций Кунсткамеры, а впоследствии преподавали
рисунок и живопись в созданной Академии наук.
Имя и труды Марии Сибиллы Мериан известны в Европе, Японии, Америке,
причем интерес к ее биографии и творчеству всё возрастает. В Европе в последние
годы организуются выставки, посвященные творчеству Марии Сибиллы, ее книги
переиздаются.
С тех пор, когда художница создавала свои удивительные, полные жизни
акварели, прошло почти три столетия. Но ее надежды сбылись: и сегодня, в век
фотографии и компьютерных технологий, ее прекрасные и достоверные произведения доставляют
эстетическое наслаждение
Немає коментарів:
Дописати коментар