понеділок, 1 квітня 2013 р.

Doodle от Google. Мария Сибилла Мериан.


Люблю «ВЕЛИКИЙ GOOGLE»! За объем знаний, всегдашнюю готовность делиться этими знаниями, а еще за чудные информации (Doodle) о важных событиях дня, которые регулярно появляются над строкой поискового запроса.


Сегодня, например, это  – 366 лет со дня рождения  Марии Сибиллы Мериан.


Мария Сибилла Мериан, одна из самых знаменитых женщин эпохи Реформации, настоящее откровение рубежа 17-18 веков, подарившая человечеству удивительный мир.

Ее отец был знаменитым на всю Европу гравером, державшим великолепную мастерскую и типографию (позже Марию Сибиллу воспитывал и учил рисовать девочку отчим, голландский художник Я. Марель), а мать — крепкой предпринимательницей, открывшей при доме небольшую шелковую фабрику.

Особенная чуткость к красоте и незаурядная коммерческая жилка — этих двух слагаемых было достаточно для того, чтобы первое же взрослое дело Марии Сибиллы сделало ее известной на всю округу.

Она изобрела особенную несмываемую краску для тканей и ткала на маленькой фабричке удивительные столовые наборы скатертей и салфеток: цветы, листья, бабочки, дрожащие на тонком полотне.

Чтобы их мог воспроизвести любой желающий, Мария издала в отцовской типографии целый альбом с собственными иллюстрациями — флориегиум под названием «Книга цветов»   (поистине, настоящий талант безгранично щедр! Вспомните пресловутое «авторское право» нынешних дней!!).

Титульный лист третьей части "Новой книги Цветов" издание 1683 г.---->

Ее очень интересовала живая природа — причем не только как предмет эстетического поклонения, но и как объект самого пристального изучения. 


Поэтому она изучала и тщательно фиксировала в дневниках развитие личинок мух, пауков и стрекоз, препарировала мертвых птиц, зарисовывала насекомых и, в конце концов, совершила исследовательское путешествие в Суринам — ее бережно собранная коллекция суринамских насекомых  вплоть до 20 века оставалась самой подробной и научно систематизированной!
Акварельный рисунок дровосека-титана (Titanus giganteus), жука-геркулеса
(Dynastes hercules). На пергамене. Акварель, кроющие краски. 38 х 30,5 см.
Ее особенно волновали бабочки — своей неземной красотой, своей особенной жизнью, своим восхитительным, волшебным появлением на свет, и поэтому Мария Сибилла неделями, минута за минутой, наблюдала за развитием коконов и зарисовывала каждое изменение, с невиданной для того времени кинематографической точностью воспроизводя рождение бабочки.

Ее не заботили условности ее времени — поэтому, когда собственный муж перестал ее устраивать, она просто разорвала с ним отношения, сменила супружескую фамилию на девичью и преспокойно забыла о существовании мужчины-неудачника в своей жизни.

Даже сегодня не все женщины решаются на такой поступок, боясь людской молвы.

Она обожала своих дочерей — и поэтому вырастила их удивительно красивыми и такими же талантливыми: обе дочки продолжили дело своей матери, а старшая и вовсе отправилась в путешествие в холодную и страшную Россию (по тем временам это было место позагадочнее Суринама!) и там с удовольствием просвещала россиян под пристальным вниманием и патронажем самого государя императора Петра Алексеевича.

Для своих произведений художница чаще всего использовала тонкий пергамент «charta non nata» («неродившаяся кожа»). Она грунтовала его белым цветом, чтобы поверхность получилась нежной и гладкой. Чаще всего Мериан использовала акварель и гуашь. Поражает то, что спустя триста лет краски выглядят так свежо, как будто художница только что отложила в сторону кисть…
Акварельный рисунок крапивы жгучей,
малой крапивницы, тахины, хальциды.
Не позднее 1679 г. СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.167. Л.1.


В Архиве РАН в Санкт-Петербурге хранятся удивительные акварели, до сих пор привлекающие внимание не только историков искусства, но и ботаников и энтомологов. Петербургская коллекция сохранившихся акварелей Марии Сибиллы — одна из самых больших в мире. К тому же с Санкт-Петербургом связана и значительная часть жизни ее дочери Доротеи Марии Гзель: она и ее муж Георг Гзель в 1717 г. были приняты на русскую службу. Помимо занятий живописью, они занимались оформлением экспозиций Кунсткамеры, а впоследствии преподавали рисунок и живопись в созданной Академии наук.



Имя и труды Марии Сибиллы Мериан известны в Европе, Японии, Америке, причем интерес к ее биографии и творчеству всё возрастает. В Европе в последние годы организуются выставки, посвященные творчеству Марии Сибиллы, ее книги переиздаются.

С тех пор, когда художница создавала свои удивительные, полные жизни акварели, прошло почти три столетия. Но ее надежды сбылись: и сегодня, в век фотографии и компьютерных технологий, ее прекрасные и достоверные произведения доставляют эстетическое наслаждение
Акварельный рис. розы, пяденицы, листовертки, гусениц пяденицы и совки,
тахины. Не позднее 1683 г. СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.151. Л.1.

Акварельный рисунок шелковицы белой (Morys alba) тутового шелкопряда (Bombyx mori), мухи (Muscidae gen. spec.), неопределимых жука и огневок (Pyraloidea gen. spec.) На пергамене. Акварель, кроющие краски.
Не позднее 1679 г. СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.143. Л.1.

Немає коментарів:

Дописати коментар